четверг, 6 июня 2013 г.

Летний автотуризм на Байкале. Выбор маршрута


Ура, ура! Вот и лето! А значит, наступила долгожданная пора доставать заслуженные дорожные карты с любимыми пометками, составлять списки необходимых вещей, закупать продукты, ведь мы опять планируем отдых в палатке на Байкале. Кто как, а мы едем на машине. Мы – это я  и муж. Автомобиль – не только средство передвижения, но и наш дом во время остановок. Туризм на колесах для меня предпочтительнее пешего. Под пешим я понимаю передвижение на своих двоих с использованием подручных транспортных средств в виде маршруток, автобусов, электричек, попутного транспорта. И, естественно, вы не только будете привязаны к их расписанию, но и вынуждены будете таскать за спиной внушительный рюкзак.

Для начала определяемся с направлением. Какой берег выбираем для отдыха? Мы живем в Иркутске, поэтому из города на Байкал нас приведут четыре тракта: на западный берег озера - Качугский, Голоустненский, Байкальский тракты, на восточный – Култукский тракт.
Направление по Байкальскому тракту для стоянки с палаткой нас не привлекает. Подступы к самому Байкалу охраняет поселок Листвянка, в 70 км от города. Разбивать лагерь в Листвянке особо негде, да нам и неинтересно, слишком близко от Иркутска. Листвянка для нас – это маршрут выходного дня. Так, скататься на пару часов омуля поесть на берегу.
По Голоустненскому тракту можно добраться до поселка Большое Голоустное, который расположен примерно в 120 км от Иркутска. Из достопримечательностей – Свято-Никольская церковь, Сухое озеро, Ушканья падь, Охотничья пещера. Ни разу не была! Раньше пугала проблемная дорога, но теперь есть возможность проверить новую машинку в деле. Ударим автопробегом по бездорожью! Предвкушаю знакомство с этим интересным уголком Байкала, строю планы, читаю про достопримечательности.
В район пролива Малое Море и острова Ольхон выдвигаемся по Качугскому тракту. Природа уникальная, вода в заливах прогревается до 18-20 градусов. Все это и близость от Иркутска (примерно 250-270 км, в зависимости от места стоянки) привлекает туда в хорошую погоду огромное количество народа. Там отдыхает большая часть Иркутска и Иркутской области. Соответственно, огромное количество турбаз, перекрывших доступ  практически ко всем пляжам. Как вариант, можно купить место в домике на турбазе. Из плюсов – не придется драться за место под солнцем с «дикарями». На территории базы, как правило,  есть автостоянка, свой выход к воде, за отдельную плату можно питаться в местной столовой. Но ценник в сезон впечатляет. Можно и «дикарем» пристроится на кусочке берега, который еще не захватили растущие как на дрожжах турбазы. Но вольные туристы живут практически друг у друга на головах. Рядом с твоей палаткой стоит туалет соседей, а тебе приходится свой городить тоже кому-то под нос. Очень грязно. Берега Малого моря и Ольхон входят в состав Прибайкальского природного национального парка. И въезжающим в его границы выдавали даже мусорные мешки и взимали даже плату как бы за уборку этого мусора… Но растущая свалка неподалеку от берега говорит о другом – гадили, гадят и гадить будут наши дорогие соотечественники. Убирает за собой по-прежнему лишь малая часть отдыхающих и неутомимые волонтеры, очень часто из других городов и даже стран.
На восточный берег и в Бурятию едем по Култукскому тракту. Восточный берег Байкала до села Выдрино (до 170 км от Иркутска) – это наш маршрут выходного дня  продолжительностью 2-3 суток. Здесь есть большой минус. Отдых легко может испортить Байкальский ЦБК. При неудачном для туристов направлении ветра весь юг Байкала затянут вонючей дымкой. И это грустно, дамы и господа.
На более долгий срок (10-14 дней) едем на бурятский берег (Энхэлук, Турка, Котокель, Горячинск, Гремячинск, Усть-Баргузин и далее, от 450 км и куда доберемся).
Паромы – отдельная песня, по большей части нудная. Практически на всех паромах есть железное разделение на «свой - чужой». По этому принципу местные и с блатными пропусками лезут без очереди, а остальная братия дожидается своего счастья попасть на паром от часа (на не очень популярном направлении) до суток (если на Ольхон). Здесь надо настроиться на длительную стоянку и просто заранее принять во внимание факт изматывающего ожидания. Заблаговременно подумать, чем можно заняться в очереди. Как развлечь ребенка, себя – ну тут варианты есть, если нет маленького ребенка, который в принципе и составит ваше занятие. Вязание, сканворды, кроссворды, электронная игрушка, книга, еда, сон.
Грузовой паром через Селенгу

После того, как определились с маршрутом, решаем, где будем ночевать – на турбазах или в палатке. Об этом в моей следующей статье. Рука бойца стрелять устала. Продолжение следует.